Автомобильная травма
В судебно-медицинской практике довольно часто приходится исследовать травматические последствия смертельного и не смертельного воздействия на человека различных видов транспортных средств. Такого рода повреждения относятся к тупой травме, однако имеют значительные характерные особенности, поэтому рассматриваются отдельно от остальных видов тупой травмы. Выделяются несколько видов транспортной травмы : автомобильная, мотоциклетная, рельсовая, авиационная, от водного транспорта и др. В данной работе будет подробно рассмотрена автомобильная травма. Автомобильная травма Наиболее распространена в практике автомобильная травма. На ее примере рассмотрим судебно-медицинские возможности решения вопросов, возникающих в ходе расследования такого рода происшествий. Автомобильная травма классифицируется разными исследователями по-разному. Один из наиболее принятых вариантов классификации разработан А.А. Солохиным. В упрощенном варианте эта классификация следующая: 1. Травма от наезда автомобиля на человека (основной компонент-удар какими-либо частями автомобиля по телу человека) 2. Переезд колесами автомобиля (основной отличительный компонент - перекатывание колеса автомобиля через тело человека. полное или неполное), 3. Выпадение человека из движущегося автомобиля. 4. Травма внутри автомобиля. 5. Сдавление тела между частями автомобиля и другими предметами. 6. Комбинация перечисленных видов травмы. Многообразие автомобильной травмы определяется многообразием факторов, которые влияют на механизм возникновения этой травмы. Отметим, лишь основные из них: 1. Скорость движения автомобиля. 2. Форма травмирующей поверхности. 3. Размеры транспортного средства. 4. Положение тела жертвы в момент травмы. 5.Наличие элементов, смягчающих удар или иное воздействие повреждающего фактора (например, толстая, плотная и мягкая одежда на теле). 6. Рост, вес и другие особенности жертвы. Влияние пересеченных факторов на характер повреждений, возникающий в результате травматизации, проявляется во взаимодействии их друг с другом. Повреждения, возникающие от действия автомобиля, можно разделить на две большие группы повреждения в той или иной степени характерные для автомобильной травмы определенного вида и повреждения, встречающиеся при любом виде механического воздействия на тело человека. К первой группе относятся, например, следы-повреждения от действия протектора, бампер-перелом и другие им подобные. Главное событие большинства видов автомобильных травм-это взаимодействие частей транспортного средства и тела жертвы. Установление всех фактических обстоятельств этого события является одной из основных задач следствия. Контакт травмирующего и травмируемого объектов определяется по характеру взаимоотображений. На теле жертвы исследуются повреждения и следы-наложения. В частности, судебный медик при осмотре трупа на месте происшествия, но в большей мере при исследовании трупа в морге, изучает характер повреждений на одежде и теле жертвы происшествия, при вскрытии полостей тела выявляет повреждения органов и тканей тела. Большую информационную нагрузку несут следы-наложения на теле и одежде жертвы, например, наложение частиц лакокрасочного покрытия, смазочных материалов и другого позволяет иногда идентифицировать транспортное средство. Исследование следов-наложений на теле жертвы дорожно-транспортных происшествий целесообразно проводить совместными усилиями судебных медиков и криминалистов. На предполагаемом или известном транспортном средстве обнаруживаются повреждения, которые могли остаться от воздействия тела жертвы и следы-наложения, состоящие из волокон одежды и тканей биологического характера, отделившихся от тела жертвы. Грамотное сравнительное и сопоставительное изучение повреждений на жертве и транспортном средстве позволяет в большинстве случаев достоверно подтвердить факт контакта между указанными объектами и детализировать механизм того, как это происходило. Более сложная задача стоит перед следствием в случаях, когда транспортное средство, совершившие дорожно-транспортное происшествие, скрылось с места происшествия. В такой ситуации перед судебным медиком должна быть поставлена задача диагностирования обстоятельств происшедшего, включая определения параметров транспортного средства по повреждениям и следам-наложения на теле жертвы. Большое значение для решения вопросов, связанных с установлением механизма дорожно-транспортного происшествия, имеет осмотр места происшествия. Конечно, при наличии человеческих жертв участие судебного медика в осмотре места происшествия крайне желательно. Однако в условиях значительного транспортного движения сохранять обстановку места происшествия до прибытия специалистов очень сложно. Поэтому задача осмотра места происшествия в силу объективных обстоятельств распадается на несколько составляющих, каждая из которых играет очень важную роль в установлении истины. Первое действие-это фиксация обстановки места происшествия. Как правило,она осуществляется без участия судебного медика, поэтому главная задача сотрудников правоохранительных органов, как можно объективнее и четче зафиксировать обстановку и ее детали. От качественности этого действия будет зависеть возможность ретроспективного воспроизведения картины происшедшего. Второе важное действие-исследование тела жертвы, осуществляется судебным медиком в морге, при этом очень важно дать медику максимально полную информацию о месте происшествия и иных обстоятельствах. Хорошо вооружить его несколькими версиями о том, что произошло, такие версии, как правило , уже имеются у следствия или дознания по окончании осмотра места происшествия. Изучая труп и повреждения на нем применительно к конкретным версиям судебный медик может четко исключить или подтвердить следственные версии. При сложных дорожно-транспортных происшествиях версионная постановка задач перед судебным медиков предпочтительнее. Третья составляющая-осмотр транспортного средства, предполагаемого в качестве участника происшествия. Это действие практически всегда может быть проведено с участием судебного медика. Целесообразнее будет привлечь к осмотру медика, проводившего исследование трупа в морге. Он сможет лучше увязать характер повреждений и следов-наложений на трупе с характером повреждений и следов-наложений на транспортном средстве. Качественное проведение всех трех действий позволит достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодействия транспортного средства и тела жертвы. При различных механизмах транспортной травмы судебными медиками могут быть выявлены и исследованы самые разнообразные повреждения. Вот некоторые из них: - при ударе бампером или иными, выступающими частями автомобиля по ногам человека-возникают значительные кровоизлияния в мягкие ткани, в частности в мышечную ткань и так называемый бампер-перелом. - при ударе человека автомобилем, двигающимся со скоростью 50-60 км/час и более, тело после удара отбрасывается со значительным ускорением, в следствие этого наблюдается даже потеря обуви жертвой. Падение на поверхность дороги и скользящие движение по ней вызывает образование множественных следов скольжения на одежде и поверхностных тканях тела. Следы скольжения хорошо отображаются и на обуви, по ним можно даже определить в каком положении были ноги момент удара транспортного средства по телу жертвы. Например, если в момент удара человек стоял на месте, то следы скольжения будут на обеих подошвах, почти на всей их поверхности. Если же он бежал и в момент удара поднял одну из ног, то следы скольжения будут только на опорной ноге. - удар по голове жертвы движущимся транспортом или удар головой о твердую поверхность при падении вызывают оскольчатые переломы черепа. - при неожиданном ударе автомобилем, непосредственно по телу жертвы или автомобилем по автомобилю, у жертв происшествия возникают повреждения шейного отдела позвоночника от резкого его сгибания или разгибания. -при так называемом, переезде транспортного средства через тело жертвы возникает комплекс повреждений, характерный для этого механизма травмирования. Во-первых, образуются кровоизлияния, отображающие рисунок протектора колес, во-вторых,образуются отслоения кожи и иных тканей в виде карманов, заполненных кровью, в-третьих, возникают следы волочения тела в виде обширных ссадин. При перекатывании колеса через грудную или брюшную область имеют место разрывы и раздавливания внутренних органов. При таком же воздействии на голову остаются значительная ее деформация, оскольчатые переломы костей черепа и раздавливание мозга. - травма водителя внутри салона автомобиля при ударе о преграду характеризуется комплексом повреждений, возникающих от действия рулевого колеса, панели приборов и лобового стекла в виде ушибов и сдавлений грудной клетки и живота, сопровождающихся переломом ребер, разрывами внутренних органов. От любого стекла повреждения в виде кровоподтеков, ран и ссадин локализуются на лице и голове. - при различных механизмах автотравмы возникают комплексы повреждений, в той или иной степени характерные для конкретного механизма. Лабораторные методы исследования при автотравме, в принципе аналогичны тем, которые используются при других видах повреждений от тупых орудий. Необходимость тех или иных исследований определяется как следователем при консультации с судебным медиком, так и судебным медиком в ходе исследования трупа в морге. Решить все вопросы, возникающие при расследовании автотравмы без использования лабораторных методов исследования, практически невозможно. Дорожно-транспортное происшествие , чаще всего бывает несчастным случаем. Но иногда, такого рода происшествия могут быть самоубийствами и убийствами. Разобраться, к какому роду относится насильственная смерть, в каждом конкретном случае- обязанность следствия. Судебный медик может оказать лишь пассивное содействие в этом вопросе. В частности, достаточно легко можно отличить травму, причиненную мертвому человеку, от прижизненной, что важно в случаях, когда производится скрытие убийства путем подкладывания тела жертвы под движущийся транспорт. В каждом конкретном случае, когда возникает необходимость дифференцировать несчастный случай от убийства или самоубийства, следствию необходимо консультироваться с судебными медиками. Анализ материалов дела с позиций дифференциации рода смерти при участии судебного медика может быть более эффективным,нежели без него. Сходные ситуации могут возникать и при других видах транспортной травмы, возможности судебного медика и в этих случаях будут аналогичны описанным выше. Постановка вопросов перед судебным медиком, при расследовании дорожно-транспортных происшествий во многом аналогична тому, как это делается в случаях других видов тупой травмы. Однако имеются и определенные особенности. А именно, при дифференцировании различных вариантов механизма получения автотравмы , лучше ставить перед судебным медиком вопрос таким образом, чтобы он выбирал на основе своих познаний один из механизмов травмирования как наиболее вероятный, а другие варианты отклонил. Например, традиционный вопрос: "Каков механизм причинения повреждений, имеющихся на трупе?", лучше заменить вопросом : "При каком механизме взаимодействия транспортного средства и тела жертвы возникли обнаруженные на трупе повреждения: при ударе передней частью автомобиля с последующим отбрасыванием тела в сторону или при ударе и дальнейшем переезде колесами?". Следователь или дознаватель могут по материалам осмотра места происшествия и показаниям свидетелей выдвинуть несколько вариантов версии о механизме происшествия, а судебный медик поможет дифференцировать их с учетом повреждений на теле и одежде жертвы, а также с учетом данных, полученных им при осмотре транспортного средства. При дорожно-транспортных происшествиях часто возникает необходимость комплексного исследования одних и тех же вещественных доказательств специалистами разных экспертных направлений. Поэтому, в таких делах, в случае необходимости, целесообразно назначить комплексные экспертизы, в частности : комплексную медико-автотехническую или медико-криминалистическую.
По материалам литературы: 1) Салищенко С.С. Судебная медицина- М.Право и закон.1996 г., 2) Судебная медицина, учебник для высших учебных заведений -М. Юридическая литература. 1990г.
|