Авто-Юрист ГлавнаяРегистрацияВход Четверг
18.04.2024
05:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Юридическая фирма
Авто-Юрист

Газета
Автоюрист

Общественная организация
защита прав водителей

Адвокатское бюро
Данченко и Партнеры

Меню сайта
П Р А В О
В О Д И Т Е Л Е Й
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Автотехническая экспертиза 

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ДОКАЗЫВАНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП.

Научной основой судебной автотехнической экспертизы – является своебразная интеграционная, инженерно- техническая, правовая отрасль знаний, которую можно назвать судебной автотехникой.

Судебная автотехника- это наука, система теорий, методов, исследований, для установления обстоятельств, входящих в предмет автотехнической экспертизы, имеющая сугубо прикладное значение.

Прежде всего это экспериментальная проверка величин , параметров, служащих основаниям для решения вопроса, о технической возможности предотвращения водителем столкновения путем торможения. Сюда же относится и определение момента . когда данный водитель должен и может начать принимать меры к предотвращению ДТП.

Эксперты- автотехники не вправе устанавливать общие / уголовно- правовые/ причинную связь между нарушением Правил безопасности движения и наступившими уголовно- правовыми последствиями, поскольку это предполагает правовую оценку действий участников ДТП. что не входит в компетенцию эксперта.

Определение причинно- следственных и иных форм связи на основе технических данных об обстоятельствах ДТП относится к компетенции эксперта- автотехника.

Эксперт- автотехник в своем заключении на основании специальных познаний указывает, какие действия водителя не соответствуют техническим требованиям и как надлежало ему действовать. чтобы предотвратить ДТП; при этом он приводит технические требования ПДД/ указывает пункты/, которые предписывают определенные действия как должные, независимо от того, выполнимы или невыполнимы они водителем и какова причина невыполнения / субъективные или объективные/.

При расследовании и рассмотрении судом уголовного дела вопрос о необходимости проведения экспертизы решается следователем и судом исходя из совокупности собранных по делу доказательств. Оценку поведения водителя по выполнению требований ПДД технического характера осуществляют в конечном итоге следователь и суд. на основе доказательств одним из которых может быть заключение эксперта- автотехника.

Независимо от того , как сформулировано постановление о назначении экспертизы вопросы: о соответствии конкретных действий участников ДТП, требований ПДД, эксперт- автотехник исследует обстоятельства с технической точки зрения, и отмечает в чем, конкретно состоит несоответствие действий водителя и какие действия ему надлежало предпринять до избежания ДТП. Ему следует провести экспертные исследования действий, участников ДТП, определить как они должны были действовать в сложившейся ситуации, чтобы избежать ДТП, и какими требованиями, изложенными в Правилах , должен быть руководствоваться.

Дело в том, что в законе нет требований чтобы, водитель начал принимать меры предотвращению происшествия в момент, когда возникла опасность. Он обязан принять меры к предотвращению ДТП в тот момент. когда он должен бы и мог предвидеть наступление этого события, а такие условия выясняются и определяются следователем и судом.

Водитель несет уголовную ответственность за последствия своего деяния, совершенного им по неосторожности, с момента , когда он должен бы и мог предвидеть обстоятельства, которые увязывают уголовно- правовые последствия. Установление именно этого момента по большинству уг.дел при ДТП, дает возможность следователю и суду оценить действие или бездействие водителя, ибо только с данного момента возникает установленная законом обязанность водителя принять меры к снижению скорости, остановке транспортного средства.

Основным документом, в который заносятся результаты осмотра места ДТП, является «Протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия и приложенная к нему схема ДТП». В них отображаются состояние и размеры участка дороги, на котором было совершено дорожно-транспортное происшествие, перечисляются объекты и следы, находящиеся на этом участке и вблизи него. и фиксируется их положение.

Самый главный совет водителю- никогда не покидай место ДТП, пока следователь или инспектор ГАИ не составит протокол осмотра места происшествия и схему. Сначала протокол, схема, а потом уже освидетельствование и дача показаний. От этого зависит очень многое. Например, основная часть ДТП, в которых исследуется пункт 12.3 ПДД.

п.12.3 «В случае возникновения опасности для движения или препятствия, которые водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры к уменьшению скорости вплоть до остановки транспортного средства либо безопасного для других участников движения объезда препятствия».

Вопрос о технической возможности предотвращения водителем наезда или столкновения в ДТП , решается путем сопоставления расстояния, которое необходимо для остановки автомобиля в данной дорожно-транспортной ситуации/остановочный путь-S0/, с расстоянием, на котором автомобиль находился от места столкновения в момент возникновения опасности для движения/удаление – Sа /.

В случае если:

S о > S а –не располагал технической возможностью,

S о < S а -располагал технической возможностью.

Остановочный путь автомобиля (S0) в условиях места происшествия:

где; j – установившееся замедление технически исправного автомобиля при торможении на горизонтальном участке дороги. Данный коэфициент зависит не только какой угол дороги в продольном и поперечном направлении, а от покрытия дороги,/ асфальтобетон, грунтовое. щебеночное/, сухое или мокрое, гололед. Также зависит от загрузки транспортного средства.

t1- время реакции водителя в зависимости от дорожно-транспортной ситуации.

t2- время запаздывания срабатывания тормозного привода автомобиля, зависит от конструкции автомобиля.

t3- время нарастания замедления автомобиля,

Va- скорость автомобиля.

Как видно из вышеназванного, многое зависит от того как точно будет составлен протокол осмотра места ДТП и схема к нему, и в этом многое зависит от самих водителей,

В результате дорожно-транспортных происшествий, при наездах и столкновениях возникает тормозной путь. который можно вычислить по следующей формуле:

Расчет скорости движения транспортного средства по длине следа торможения;

где Sю- длина следа торможения.

Немаловажная роль в ДТП является и пункт 12.2 ПДД.

п.12.2. «В темное время суток и в условиях недостаточной видимости скорость движения должна быть таковой , чтобы водитель имел возможность остановить транспортное средство в пределах видимости дороги».

Расчет скорости движения транспортного средства по условиям видимости , определяется по следующей формуле;



где Sд – видимость границ проезжей части при включенном свете фар в темное время суток, еще можно назвать общей видимостью

Общая видимость- максимальное расстояние от передней части транспортного средства , на котором с места водителя четко различаются элементы дороги на пути движения, ориентирование на которые позволяют вести транспортное средство в полосе, рекомендуемой Правилами дорожного движения.

В данном приведенном конкретном случае в ДТП решают законы физики и математики, а не следователи. эксперты и адвокаты.

И на простом наглядном примере, водители должны знать что первое наперво – качественный осмотр места ДТП, и каждый водитель как участник ДТП имеет право на копию схемы ДТП и это не является тайной следствия, пока сам водитель находится на месте. Когда уже следователь возбудит уголовное дело. тогда он может сказать, что тайна следствия, и может не предоставить схему .

На схеме должно быть обозначено следующее:

- постоянный ориентир- привязка к которым объектов дорожной обстановки позволила бы и через значительное время без затруднений восстановить первоначальное их расположение.

- длина тормозного пути, привязка его к элементам проезжей части,.

- место столкновения, осыпавшийся грунт, россыпь стекла и др.

- замеры от автомобиля. должны проводиться от оси данного транспортного средства, и привязка его к элементам проезжей части.

- каждая деталь или фрагмент от ДТП, должны находится на месте пока следователь или инспектор ГАИ не зафиксируют это на схеме .

Согласно «ИНСТРУКЦИИ о назначении и проведении судебных экспертиз, утвержденной Приказом Министерства юстиции Украины 08.10.1998 г. № 53/5 , зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 03 ноября 1998 р. за № 707/3145, основными видами экспертиз, которые проводяться в экспертних учреждениях являются:

2.4.Інженерно-техническая: автотехническая, транспортно-трасологическая, пожарно- техническая, строительно-техническая.

По ходатайству адвокатов, защитников, а также лиц, которые самостоятельно защищают свои права и интересы, в экспертных учреждениях могут выполняться исследования, результаты которых излагаются в письменных выводах специалистов (дальше – другие исследования). Такого рода исследования могут проводиться по поручению органов нотариата, таможни, а также по просьбе предприятий, учреждений, организаций и граждан».

Это означает, что любой участник дорожно-транспортного происшествия может с ходатайством обратиться к эксперту о проведении автотехнического исследования и получить ответ в письменной форме.

По всем интерисующим Вас вопросам о назначении и проведении автотехнических экспертиз можете обращаться за консультацией в юридическую контору «Авто-Юрист».


Данченко Виктор Иванович
19 июня 1962 г. рождения
Ветеран МВД Украины
Директор юридической фирмы
"АВТО-ЮРИСТ"
Судебный эксперт
"Исследование обстоятельств ДТП"
Адвокат
"Юридические услуги по ДТП"
Главный редактор газеты
"Автоюрист"
Председатель общественной
организации

"Защита прав водителей"
Автор книги
"Шпаргалка для водителя"


Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz