ПОНЯТИЕ
И РОЛЬ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ В ДОКАЗЫВАНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ДТП.
Научной
основой судебной автотехнической
экспертизы – является своебразная
интеграционная, инженерно- техническая,
правовая отрасль знаний, которую можно
назвать судебной автотехникой.
Судебная
автотехника- это наука, система теорий,
методов, исследований, для установления
обстоятельств, входящих в предмет
автотехнической экспертизы, имеющая
сугубо прикладное значение.
Прежде
всего это экспериментальная проверка
величин , параметров, служащих основаниям
для решения вопроса, о технической
возможности предотвращения водителем
столкновения путем торможения. Сюда же
относится и определение момента . когда
данный водитель должен и может начать
принимать меры к предотвращению ДТП.
Эксперты-
автотехники не вправе
устанавливать общие / уголовно- правовые/
причинную связь между нарушением Правил
безопасности движения и наступившими
уголовно- правовыми последствиями,
поскольку это предполагает правовую
оценку действий участников ДТП. что не
входит в компетенцию эксперта.
Определение
причинно- следственных и иных форм
связи на основе технических
данных об обстоятельствах
ДТП относится к компетенции эксперта-
автотехника.
Эксперт-
автотехник в своем заключении на
основании специальных познаний указывает,
какие действия водителя не соответствуют
техническим требованиям и как надлежало
ему действовать. чтобы предотвратить
ДТП; при этом он приводит технические
требования ПДД/ указывает пункты/,
которые предписывают определенные
действия как должные, независимо от
того, выполнимы или невыполнимы они
водителем и какова причина невыполнения
/ субъективные или объективные/.
При
расследовании и рассмотрении судом
уголовного дела вопрос о необходимости
проведения экспертизы решается
следователем и судом исходя из совокупности
собранных по делу доказательств. Оценку
поведения водителя по выполнению
требований ПДД технического характера
осуществляют
в конечном итоге следователь
и суд. на основе доказательств
одним из которых может быть заключение
эксперта- автотехника.
Независимо
от того , как сформулировано постановление
о назначении экспертизы вопросы: о
соответствии конкретных действий
участников ДТП, требований ПДД, эксперт-
автотехник исследует обстоятельства
с технической точки
зрения, и отмечает в чем,
конкретно состоит несоответствие
действий водителя и какие действия ему
надлежало предпринять до избежания
ДТП. Ему следует провести экспертные
исследования действий, участников ДТП,
определить как они должны были действовать
в сложившейся ситуации, чтобы избежать
ДТП, и какими требованиями, изложенными
в Правилах , должен быть руководствоваться.
Дело
в том, что в законе нет требований чтобы,
водитель начал принимать меры
предотвращению происшествия в момент,
когда возникла опасность. Он обязан
принять меры к предотвращению ДТП в тот
момент. когда он должен бы
и мог предвидеть наступление этого
события, а такие условия
выясняются и определяются следователем
и судом.
Водитель несет
уголовную ответственность за последствия
своего деяния, совершенного им по
неосторожности, с момента , когда он
должен бы и мог предвидеть обстоятельства,
которые увязывают уголовно- правовые
последствия. Установление именно этого
момента по большинству уг.дел при ДТП,
дает возможность следователю и суду
оценить действие или бездействие
водителя, ибо только с данного момента
возникает установленная законом
обязанность водителя принять меры к
снижению скорости, остановке транспортного
средства.
Основным
документом, в который заносятся результаты
осмотра места ДТП, является «Протокол
осмотра места дорожно-транспортного
происшествия и приложенная к нему схема
ДТП». В них отображаются состояние и
размеры участка дороги, на котором было
совершено дорожно-транспортное
происшествие, перечисляются объекты и
следы, находящиеся на этом участке и
вблизи него. и фиксируется их положение.
Самый
главный совет водителю- никогда не
покидай место ДТП, пока следователь или
инспектор ГАИ не составит протокол
осмотра места происшествия и схему.
Сначала протокол, схема, а потом уже
освидетельствование и дача показаний.
От этого зависит очень многое. Например,
основная часть ДТП, в которых исследуется
пункт 12.3 ПДД.
п.12.3
«В случае возникновения
опасности для движения или препятствия,
которые водитель объективно способен
обнаружить, он должен немедленно принять
меры к уменьшению скорости вплоть до
остановки транспортного средства либо
безопасного для других участников
движения объезда препятствия».
Вопрос
о технической возможности предотвращения
водителем наезда или столкновения в
ДТП , решается путем сопоставления
расстояния, которое необходимо для
остановки автомобиля в данной
дорожно-транспортной ситуации/остановочный
путь-S0/,
с расстоянием, на котором автомобиль
находился от места столкновения в момент
возникновения опасности для
движения/удаление – Sа
/.
В
случае если:
S
о > S а –не располагал технической
возможностью,
S о < S а -располагал
технической возможностью.
Остановочный
путь автомобиля (S0)
в условиях места происшествия:
где;
j –
установившееся замедление технически
исправного автомобиля при торможении
на горизонтальном участке дороги.
Данный коэфициент зависит не только
какой угол дороги в продольном и
поперечном направлении, а от покрытия
дороги,/ асфальтобетон, грунтовое.
щебеночное/, сухое или мокрое, гололед.
Также зависит от загрузки транспортного
средства.
t1-
время реакции водителя в зависимости
от дорожно-транспортной ситуации.
t2-
время запаздывания срабатывания
тормозного привода автомобиля, зависит
от конструкции автомобиля.
t3-
время нарастания замедления автомобиля,
Va-
скорость автомобиля.
Как
видно из вышеназванного, многое зависит
от того как точно будет составлен
протокол осмотра места ДТП и схема к
нему, и в этом многое зависит от самих
водителей,
В
результате дорожно-транспортных
происшествий, при наездах и столкновениях
возникает тормозной путь. который можно
вычислить по следующей формуле:
Расчет
скорости движения транспортного средства
по длине следа торможения;
где
Sю-
длина следа торможения.
Немаловажная
роль в ДТП является и пункт 12.2 ПДД.
п.12.2.
«В темное время суток и в условиях
недостаточной видимости скорость
движения должна быть таковой , чтобы
водитель имел возможность остановить
транспортное средство в пределах
видимости дороги».
Расчет
скорости движения транспортного
средства по условиям видимости ,
определяется по следующей формуле;
где
Sд
– видимость границ проезжей части при
включенном свете фар в темное время
суток, еще можно назвать общей видимостью
Общая
видимость- максимальное расстояние от
передней части транспортного средства
, на котором с места водителя четко
различаются элементы дороги на пути
движения, ориентирование на которые
позволяют вести транспортное средство
в полосе, рекомендуемой Правилами
дорожного движения.
В
данном приведенном конкретном случае
в ДТП решают законы физики
и математики, а не следователи.
эксперты и адвокаты.
И
на простом наглядном примере, водители
должны знать что первое наперво –
качественный осмотр места ДТП, и каждый
водитель как участник ДТП имеет право
на копию схемы ДТП и это не является
тайной следствия, пока сам водитель
находится на месте. Когда уже следователь
возбудит уголовное дело. тогда он может
сказать, что тайна следствия, и может
не предоставить схему .
На
схеме должно быть обозначено следующее:
-
постоянный ориентир- привязка к которым
объектов дорожной обстановки позволила
бы и через значительное время без
затруднений восстановить первоначальное
их расположение.
-
длина тормозного пути, привязка его к
элементам проезжей части,.
-
место столкновения, осыпавшийся грунт,
россыпь стекла и др.
-
замеры от автомобиля. должны проводиться
от оси данного транспортного средства,
и привязка его к элементам проезжей
части.
-
каждая деталь или фрагмент от ДТП,
должны находится на месте пока следователь
или инспектор ГАИ не зафиксируют это
на схеме .
Согласно
«ИНСТРУКЦИИ
о назначении и проведении судебных
экспертиз,
утвержденной Приказом Министерства
юстиции Украины 08.10.1998 г. № 53/5 ,
зарегистрированной в Министерстве
юстиции Украины 03 ноября 1998 р. за №
707/3145, основными видами экспертиз, которые
проводяться в экспертних учреждениях
являются:
2.4.Інженерно-техническая:
автотехническая,
транспортно-трасологическая, пожарно-
техническая, строительно-техническая.
По
ходатайству адвокатов,
защитников, а также лиц,
которые самостоятельно защищают свои
права и интересы, в экспертных
учреждениях могут выполняться
исследования,
результаты которых излагаются в
письменных выводах специалистов (дальше
– другие исследования). Такого рода
исследования могут проводиться по
поручению органов нотариата, таможни,
а также по просьбе предприятий, учреждений,
организаций и граждан».
Это
означает, что любой участник
дорожно-транспортного происшествия
может с ходатайством обратиться к
эксперту о проведении автотехнического
исследования и получить ответ в
письменной форме.
По всем
интерисующим Вас вопросам о назначении
и проведении автотехнических экспертиз
можете обращаться за консультацией в
юридическую контору «Авто-Юрист».
|