Авто-Юрист ГлавнаяРегистрацияВход Пятница
26.04.2024
16:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Юридическая фирма
Авто-Юрист

Газета
Автоюрист

Общественная организация
защита прав водителей

Адвокатское бюро
Данченко и Партнеры

Меню сайта
П Р А В О
В О Д И Т Е Л Е Й
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Осмотр места ДТП 

ОСМОТР МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

С Вами произошло дорожно-транспортное происшествие. Опасность миновала. Стресс, шок проходят. Вы живы. Не пострадали. Ваши пассажиры также отделались испугом. А если кто-то пострадал, доставлен в больницу, переживания усилятся.

Что делать? Мысли об ущербе и причинённых телесных повреждениях не покидают Вас, но именно сейчас необходимо собраться, так как от Ваших действий на месте ДТП зависит Ваше будущее, иначе из пострадавшего при дорожно-транспортном происшествии можно оказаться в рядах нарушителей Правил дорожного движения Украины, за что в будущем придётся нести ответственность. Какую? Проверка обстоятельств дорожно-транспортного происшествия уполномоченными на то лицами выявит признаки, то ли административного правонарушения, то ли уголовного преступления (при наличии у пострадавших средних или тяжких телесных повреждений).

Одним из условий объективного, всестороннего, полного исследования и разрешения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия является осмотр места происшествия, фиксация на материальные носители – протокол осмотра ДТП, схема – следов образовавшихся после ДТП и окончательного расположения транспортных средств, а также фото и видео съёмки. Но самое главное, конечно, протокол осмотра и схема к нему, в котором указываются конкретные расстояния фиксируемых объектов, и который будет играть ключевую роль в ходе дальнейшей проверки.

Дорожно-транспортное происшествие – это неожиданный, скоротечный (события происходят менее чем за 0.15-0.20 секунды), шокирующий момент для всех участников и очевидцев ДТП, а для участников ДТП также и болезненный и не редко опасный для жизни. Поэтому с учётом психических особенностей каждого человека, все участники и очевидцы рассказывают о событии ДТП несколько по-разному, а иногда совершенно противоречивые факты. И это не потому, что кто-то хочет, кого оболгать, а потому, что стресс каждый человек переживает по-разному. Поэтому, осмотр места ДТП и схема к нему имеют приоритетное значение, как для исследования обстоятельств ДТП, так и как основное доказательство. К составлению схемы ДТП и протокола осмотра места необходимо относится самым серьёзным и тщательным образом.

Чтобы определиться, что необходимо фиксировать на месте осмотра дорожно-транспортного происшествия, прежде всего необходимо определить какой вид дорожно-транспортного происшествия имел место, поскольку при каждом ДТП необходимо заострять внимание на некоторые важные обстоятельства, которые характерны для каждого вида дорожно-транспортного происшествия.

Различают несколько видов ДТП.

Столкновение – случай, когда движущиеся ТС столкнулись друг с другом или с движущимся железнодорожным составом.

Опрокидывание – случай, при котором движущееся ТС потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому типу ДТП не относится опрокидывание вследствие столкновения механических транспортных средств или наезда на неподвижные объекты.

Наезд на стоящее ТС – случай, когда движущееся ТС наехало на стоящее ТС или прицеп (полуприцеп).

Наезд на неподвижное препятствие – случай, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет, находящийся в пределах полосы движения (опору моста, столб, дерево, мачту, строительные материалы, ограду и т.д.).

Наезд на пешехода – случай, когда ТС наехало на человека, или он сам ударился о движущееся ТС. К этому виду относятся также случаи, при которых пешеходы пострадали от груза, перевозимого ТС, или предмета (досок, брёвен, тросов, канатов и пр.).

Наезд на велосипедиста – случай, при котором ТС наехало на велосипедиста, или он сам попал под движущееся ТС.

Наезд на гужевой транспорт – случай, при котором ТС наехало на упряжных, вьючных или верховых животных, или на телеги, транспортируемые этими животными.

Наезд на животных – случай, при котором ТС наехало на птиц, диких или домашних животных, или сами животные или птицы ударились о движущееся ТС, вследствие чего пострадали люди.

Также может произойти падение груза, который перевозится ТС, и которое причинило потерпевшим вред здоровью или повлекло смерть потерпевшего; выпадение пассажиров из движущегося ТС в результате резкой смены скорость движения и т.д.

Кроме того, ДТП классифицируются по разным признакам: тяжести последствий, характеру (механизму), месту возникновения и пр.

Осмотр места ДТП необходимо производить с учётом вида дорожно-транспортного происшествия, тяжести его последствий.

К примеру, произошло дорожно-транспортное происшествие, при котором никто не пострадал, в таких случаях в народе говорят «железо». Однако, ущерб причинён, необходимо разрешать вопрос о возмещении ущерба, выплате страховки, но, обращаю Ваше внимание, при этом не нанесён материальный ущерб третьим лицам. Приезда работников ГАИ или представителей страховой организации необходимо ожидать достаточно долгое время, а затем, после приезда работников ГАИ, медицинское освидетельствование на предмет употребления алкоголя, время ограничено, Вы торопитесь, к примеру, на работу или на важную встречу. В подобном случае в соответствии с п. 2.11 Правил дорожного движения Украины «водители (при наличии взаимного согласия) могут прибыть на ближайший пост Госавтоинспекции для оформления соответствующих материалов, предварительно составив схему происшествия и поставив подписи под ней». И теперь, когда Вы пришли к единому мнению с другим водителем, необходимо составить схему места ДТП, а для этого необходимо визуально осмотреть место и зафиксировать на бумаге все следы, образовавшиеся в результате ДТП.

Чтобы составить схему ДТП необходимо иметь лист бумаги формата А-4, если такового не имеется, то хотя бы тетрадный лист, ручку, рулетку. Перед началом составления схемы необходимо определить координаты места происшествия, чтобы в будущем, если возникнут какие-либо вопросы в суде, возможно, было приехать по этим координатам на место и с точностью, хотя бы, до 1 или 0.5 м определить место ДТП. Координаты определяются по сторонам света, по расположению относительно населённых пунктов, а на дороге – относительно неподвижных объектов, вероятность смещения которых крайне мала; относительно километрового знака, других неподвижных объектов, которые имеют название постоянных ориентиров. С помощью постоянных ориентиров в будущем без затруднений возможно восстановить первоначальное расположение автомобилей. На схеме отображаются: проезжая часть автодороги, обочина, объекты, расположенные за обочиной (например, кювет); измеряются ширина автодороги, каждой полосы движения, разделительных линий, обочин. Расстояния на схеме обозначаются стрелками, над которыми указываются цифрами значения этих расстояний в метрах. Измерения желательно производить с точность до 5 см. После нанесения на схему автодороги, обочины, на схему наносятся дорожные знаки, зона которых распространяется на место дорожно-транспортного происшествия. Затем на схему наносится расположение транспортных средств, которые обозначаются в виде прямоугольников с двумя перпендикулярными линиями, обозначающими оси автомобиля. Передняя часть автомобиля обозначается треугольником, вершина которого упирается в боковую линию прямоугольника, а основание этого треугольника является вертикальная линия обозначающая ось автомобиля.

Автомобили обозначать на схеме необходимо так же, как они расположены на месте происшествия относительно автодороги. Привязка автомобилей осуществляется к базовой линии или друг к другу, если базовая линия не обозначается. Привязки обозначаются стрелками под прямым углом к краю дороги. Чтобы не было погрешностей, то все объекты необходимо привязывать к одной стороне автодороги, автомобили – только с одной стороны и по центру каждой оси.

Тормозной след автомобиля также фиксируется на схеме в соответствии с его расположением на автодороге, важно разобраться, чтобы тормозной след был нанесён именно того, автомобиля, который тормозил перед столкновением. Это можно определить по ширине следа, который будет соответствовать ширине колеса и только в том случае, если во время торможения не было заноса, кроме этого следы должны быть параллельны друг другу и опять же в том случае, если не было заноса автомобиля при торможении. На схеме обязательно обозначить сноски тормозных следов и указать общую длину по кривой каждого тормозного следа, а в условных обозначениях указать, какому автомобилю принадлежат следы торможения.

Каждый зафиксированный объект на схеме обозначается числом. Под схемой обозначается графа – условные обозначения, где напротив каждого числа указывается наименование объекта.

  1. автомобиль ВАЗ-21011 г/н. ВВ 21-03 ВН

  2. автомобиль ВАЗ-2108 г/н. 124-67 АМ

  3. километровый знак

  4. граница разлёта осколков стекла и лакокрасочного покрытия автомобилей.

  5. следы торможения автомобиля ВАЗ-2108 г/н. 124-67 АМ

Все в настоящее время имеют мобильные телефоны, и редко какой телефон без функции фотосъёмки. Поэтому при составлении схемы целесообразно и важно произвести фотосъёмку места ДТП с различных сторон. Осуществить ориентирующую фотосъёмку, то есть при фотографировании привязать место ДТП к какому-либо неподвижному объекту

После составления схемы, водители выполняют на ней свои подписи и вместе приезжают в ближайший пост ГАИ.

Если же обстоятельств ДТП имеют более сложный характер, к примеру, дорожно-транспортное происшествие произошло на перекрёстке, то целесообразней вызвать работников ГАИ.

Если же кому-то из водителей или пассажиров причинены телесные повреждения, то выезд работников ГАИ, следователя обязателен, и Вам в это случае необходимо, ожидая приезда следственно-оперативной группы, проследить за тем, чтобы объекты на месте происшествия не перемещались – это очень важно. А те объекты, которые необходимо переместить с целью беспрепятственного движения других транспортных средств или подъезда машины скорой помощи, то предварительно сфотографировав с помощью фотоаппарата, имеющегося практически у каждого в телефоне, обозначив чем-либо расположение этого объекта на автодороге, убрать его в сторону, а по приезду следственно-оперативной группы изложить этот факт следователю.

По приезду следственно-оперативной группы будет разрешаться вопрос о прохождении медицинского освидетельствования на предмет употребления алкоголя или наркотических средств, которое необходимо пройти в течение двух часов после ДТП. В данном случае необходимо осуществить осмотр места происшествия до медицинского освидетельствования или в случае, если осмотр затянется, что вполне вероятно, оставить своего представителя на месте ДТП для проведения осмотра и составления схемы, которым может выступить Ваш родственник или специалист в области права, к которому Вы пожелаете обратиться. При проведении осмотра необходимо присутствие не менее двух понятых, если осмотр будет производиться без присутствия понятых, то он будет незаконным и никакой суд принимать во внимание его не будет. Ни при каких обстоятельств не подписывать схему и протокол осмотра места ДТП, если Вы частично или полностью не участвовали в осмотре, или при производстве осмотра не присутствовал Ваш представитель, в то время когда Вы проходили медицинское освидетельствование. Только после того, когда Вы убедитесь в правильности и полноте составленного протокола осмотра и схемы к нему, можно проставить свою подпись, при этом в протоколе осмотра места ДТП Вы имеете право сделать свои замечания, которые посчитаете необходимыми, и которые относятся к составлению протокола. С разрешения следователя сфотографируйте составленную схему, или в процессе составления схемы самостоятельно на отдельном листе заносите те числовые и схематические данные, которые следователем заносятся в схему к протоколу осмотра места ДТП. В протоколе и схеме к нему необходимо обращать внимание на указанные расстояния длины следов юза, образовавшиеся в результате заноса или торможения, при этом самому или Вашему представителю убедиться в их значениях, участвуя в осмотре и визуально отслеживая числовые значения на рулетке; схема должна быть составлена так, чтобы она была читаема, её возможно было затем составить в масштабе. Для этого схема составляется с базовой линией, на которую перпендикулярно делаются все сноски – расстояния от объектов осмотра до базовой линии.

В протоколе необходимо убедиться в правильности записей относительно даты и времени его составления, погодных условий, видимость с рабочего места водителя, если она ограничена, измерять видимость только рулеткой; в ночное время суток отразить наличие или отсутствие лунного освещения. Обратить внимание на царапины и выбоины в асфальте, образовавшиеся в результате ДТП. Если же одной из причин дорожно-транспортного происшествия являются выбоины или ямки в дорожном покрытии, то обязательно указать их размеры и глубину. Обратите внимание на радиус разлётов осколков стекла, расположение отделившихся частей транспорта на месте ДТП, которые также должны быть отражёны в схеме и протоколе. При ДТП с наружной части днища автомобиля осыпается грунт (наложения грязи), который также необходимо обнаружить и зафиксировать, поскольку он является одним из признаков установления места столкновения.

По окончании осмотра места дорожно-транспортного происшествия следователь изымает с места происшествия какие-либо объекты и автотранспорт. Обратите внимание на упаковку изымаемых объектов. При помещении этих объектов в пакеты или картонные коробки они перевязываются нитью и опечатываются бумажной биркой с подписями понятых или печатью «Для пакетов» органа, сотрудники которого осуществляют осмотр. Из автомобиля, изымаемого следователем, личные вещи необходимо забрать. Автомобиль изымается для того, чтобы в дальнейшем провести ряд экспертиз, поэтому даже если Вы будете возражать, то во внимание Ваши возражения следователь принимать не будет. Целесообразней проследить, чтобы автомобиль в дальнейшем хранился в надлежащих условиях.

Вкратце изложив необходимые знания для водителя при осмотре места дорожно-транспортного происшествия, надеемся, что вам будет сопутствовать удача и неприятности на дороги обойдут вас стороной.


Данченко Виктор Иванович
19 июня 1962 г. рождения
Ветеран МВД Украины
Директор юридической фирмы
"АВТО-ЮРИСТ"
Судебный эксперт
"Исследование обстоятельств ДТП"
Адвокат
"Юридические услуги по ДТП"
Главный редактор газеты
"Автоюрист"
Председатель общественной
организации

"Защита прав водителей"
Автор книги
"Шпаргалка для водителя"


Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz