ОСМОТР
МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
С Вами произошло дорожно-транспортное
происшествие. Опасность миновала.
Стресс, шок проходят. Вы живы. Не
пострадали. Ваши пассажиры также
отделались испугом. А если кто-то
пострадал, доставлен в больницу,
переживания усилятся.
Что делать? Мысли об ущербе и причинённых
телесных повреждениях не покидают Вас,
но именно сейчас необходимо собраться,
так как от Ваших действий на месте ДТП
зависит Ваше будущее, иначе из пострадавшего
при дорожно-транспортном происшествии
можно оказаться в рядах нарушителей
Правил дорожного движения Украины, за
что в будущем придётся нести ответственность.
Какую? Проверка обстоятельств
дорожно-транспортного происшествия
уполномоченными на то лицами выявит
признаки, то ли административного
правонарушения, то ли уголовного
преступления (при наличии у пострадавших
средних или тяжких телесных повреждений).
Одним из условий объективного,
всестороннего, полного исследования и
разрешения обстоятельств дорожно-транспортного
происшествия является осмотр места
происшествия, фиксация на материальные
носители – протокол осмотра ДТП, схема
– следов образовавшихся после ДТП и
окончательного расположения транспортных
средств, а также фото и видео съёмки. Но
самое главное, конечно, протокол осмотра
и схема к нему, в котором указываются
конкретные расстояния фиксируемых
объектов, и который будет играть ключевую
роль в ходе дальнейшей проверки.
Дорожно-транспортное происшествие –
это неожиданный, скоротечный (события
происходят менее чем за 0.15-0.20 секунды),
шокирующий момент для всех участников
и очевидцев ДТП, а для участников ДТП
также и болезненный и не редко опасный
для жизни. Поэтому с учётом психических
особенностей каждого человека, все
участники и очевидцы рассказывают о
событии ДТП несколько по-разному, а
иногда совершенно противоречивые факты.
И это не потому, что кто-то хочет, кого
оболгать, а потому, что стресс каждый
человек переживает по-разному. Поэтому,
осмотр места ДТП и схема к нему имеют
приоритетное значение, как для исследования
обстоятельств ДТП, так и как основное
доказательство. К составлению схемы
ДТП и протокола осмотра места необходимо
относится самым серьёзным и тщательным
образом.
Чтобы определиться, что необходимо
фиксировать на месте осмотра
дорожно-транспортного происшествия,
прежде всего необходимо определить
какой вид дорожно-транспортного
происшествия имел место, поскольку при
каждом ДТП необходимо заострять внимание
на некоторые важные обстоятельства,
которые характерны для каждого вида
дорожно-транспортного происшествия.
Различают несколько видов ДТП.
Столкновение – случай, когда
движущиеся ТС столкнулись друг с другом
или с движущимся железнодорожным
составом.
Опрокидывание – случай, при котором
движущееся ТС потеряло устойчивость и
опрокинулось. К этому типу ДТП не
относится опрокидывание вследствие
столкновения механических транспортных
средств или наезда на неподвижные
объекты.
Наезд на стоящее ТС – случай, когда
движущееся ТС наехало на стоящее ТС или
прицеп (полуприцеп).
Наезд на неподвижное препятствие –
случай, при котором ТС наехало или
ударилось о неподвижный предмет,
находящийся в пределах полосы движения
(опору моста, столб, дерево, мачту,
строительные материалы, ограду и т.д.).
Наезд на пешехода – случай, когда
ТС наехало на человека, или он сам
ударился о движущееся ТС. К этому виду
относятся также случаи, при которых
пешеходы пострадали от груза, перевозимого
ТС, или предмета (досок, брёвен, тросов,
канатов и пр.).
Наезд на велосипедиста – случай,
при котором ТС наехало на велосипедиста,
или он сам попал под движущееся ТС.
Наезд на гужевой транспорт – случай,
при котором ТС наехало на упряжных,
вьючных или верховых животных, или на
телеги, транспортируемые этими животными.
Наезд на животных – случай, при
котором ТС наехало на птиц, диких или
домашних животных, или сами животные
или птицы ударились о движущееся ТС,
вследствие чего пострадали люди.
Также может произойти падение груза,
который перевозится ТС, и которое
причинило потерпевшим вред здоровью
или повлекло смерть потерпевшего;
выпадение пассажиров из движущегося
ТС в результате резкой смены скорость
движения и т.д.
Кроме того, ДТП классифицируются по
разным признакам: тяжести последствий,
характеру (механизму), месту возникновения
и пр.
Осмотр места ДТП необходимо производить
с учётом вида дорожно-транспортного
происшествия, тяжести его последствий.
К примеру, произошло дорожно-транспортное
происшествие, при котором никто не
пострадал, в таких случаях в народе
говорят «железо». Однако, ущерб причинён,
необходимо разрешать вопрос о возмещении
ущерба, выплате страховки, но, обращаю
Ваше внимание, при этом не нанесён
материальный ущерб третьим лицам.
Приезда работников ГАИ или представителей
страховой организации необходимо
ожидать достаточно долгое время, а
затем, после приезда работников ГАИ,
медицинское освидетельствование на
предмет употребления алкоголя, время
ограничено, Вы торопитесь, к примеру,
на работу или на важную встречу. В
подобном случае в соответствии с п. 2.11
Правил дорожного движения Украины
«водители (при наличии взаимного
согласия) могут прибыть на ближайший
пост Госавтоинспекции для оформления
соответствующих материалов, предварительно
составив схему происшествия и поставив
подписи под ней». И теперь, когда Вы
пришли к единому мнению с другим
водителем, необходимо составить схему
места ДТП, а для этого необходимо
визуально осмотреть место и зафиксировать
на бумаге все следы, образовавшиеся в
результате ДТП.
Чтобы составить схему ДТП необходимо
иметь лист бумаги формата А-4, если
такового не имеется, то хотя бы тетрадный
лист, ручку, рулетку. Перед началом
составления схемы необходимо определить
координаты места происшествия, чтобы
в будущем, если возникнут какие-либо
вопросы в суде, возможно, было приехать
по этим координатам на место и с точностью,
хотя бы, до 1 или 0.5 м определить место
ДТП. Координаты определяются по сторонам
света, по расположению относительно
населённых пунктов, а на дороге –
относительно неподвижных объектов,
вероятность смещения которых крайне
мала; относительно километрового знака,
других неподвижных объектов, которые
имеют название постоянных ориентиров.
С помощью постоянных ориентиров в
будущем без затруднений возможно
восстановить первоначальное расположение
автомобилей. На схеме отображаются:
проезжая часть автодороги, обочина,
объекты, расположенные за обочиной
(например, кювет); измеряются ширина
автодороги, каждой полосы движения,
разделительных линий, обочин. Расстояния
на схеме обозначаются стрелками, над
которыми указываются цифрами значения
этих расстояний в метрах. Измерения
желательно производить с точность до
5 см. После нанесения на схему автодороги,
обочины, на схему наносятся дорожные
знаки, зона которых распространяется
на место дорожно-транспортного
происшествия. Затем на схему наносится
расположение транспортных средств,
которые обозначаются в виде прямоугольников
с двумя перпендикулярными линиями,
обозначающими оси автомобиля. Передняя
часть автомобиля обозначается
треугольником, вершина которого упирается
в боковую линию прямоугольника, а
основание этого треугольника является
вертикальная линия обозначающая ось
автомобиля.
Автомобили обозначать на схеме необходимо
так же, как они расположены на месте
происшествия относительно автодороги.
Привязка автомобилей осуществляется
к базовой линии или друг к другу, если
базовая линия не обозначается. Привязки
обозначаются стрелками под прямым углом
к краю дороги. Чтобы не было погрешностей,
то все объекты необходимо привязывать
к одной стороне автодороги, автомобили
– только с одной стороны и по центру
каждой оси.
Тормозной след автомобиля также
фиксируется на схеме в соответствии с
его расположением на автодороге, важно
разобраться, чтобы тормозной след был
нанесён именно того, автомобиля, который
тормозил перед столкновением. Это можно
определить по ширине следа, который
будет соответствовать ширине колеса и
только в том случае, если во время
торможения не было заноса, кроме этого
следы должны быть параллельны друг
другу и опять же в том случае, если не
было заноса автомобиля при торможении.
На схеме обязательно обозначить сноски
тормозных следов и указать общую длину
по кривой каждого тормозного следа, а
в условных обозначениях указать, какому
автомобилю принадлежат следы торможения.
Каждый зафиксированный объект на схеме
обозначается числом. Под схемой
обозначается графа – условные обозначения,
где напротив каждого числа указывается
наименование объекта.
автомобиль
ВАЗ-21011 г/н. ВВ 21-03 ВН
автомобиль
ВАЗ-2108 г/н. 124-67 АМ
километровый
знак
граница
разлёта осколков стекла и лакокрасочного
покрытия автомобилей.
следы
торможения автомобиля ВАЗ-2108 г/н. 124-67
АМ
Все в настоящее время имеют мобильные
телефоны, и редко какой телефон без
функции фотосъёмки. Поэтому при
составлении схемы целесообразно и важно
произвести фотосъёмку места ДТП с
различных сторон. Осуществить ориентирующую
фотосъёмку, то есть при фотографировании
привязать место ДТП к какому-либо
неподвижному объекту
После составления схемы, водители
выполняют на ней свои подписи и вместе
приезжают в ближайший пост ГАИ.
Если же обстоятельств ДТП имеют более
сложный характер, к примеру,
дорожно-транспортное происшествие
произошло на перекрёстке, то целесообразней
вызвать работников ГАИ.
Если же кому-то из водителей или пассажиров
причинены телесные повреждения, то
выезд работников ГАИ, следователя
обязателен, и Вам в это случае необходимо,
ожидая приезда следственно-оперативной
группы, проследить за тем, чтобы объекты
на месте происшествия не перемещались
– это очень важно. А те объекты, которые
необходимо переместить с целью
беспрепятственного движения других
транспортных средств или подъезда
машины скорой помощи, то предварительно
сфотографировав с помощью фотоаппарата,
имеющегося практически у каждого в
телефоне, обозначив чем-либо расположение
этого объекта на автодороге, убрать его
в сторону, а по приезду следственно-оперативной
группы изложить этот факт следователю.
По приезду следственно-оперативной
группы будет разрешаться вопрос о
прохождении медицинского освидетельствования
на предмет употребления алкоголя или
наркотических средств, которое необходимо
пройти в течение двух часов после ДТП.
В данном случае необходимо осуществить
осмотр места происшествия до медицинского
освидетельствования или в случае, если
осмотр затянется, что вполне вероятно,
оставить своего представителя на месте
ДТП для проведения осмотра и составления
схемы, которым может выступить Ваш
родственник или специалист в области
права, к которому Вы пожелаете обратиться.
При проведении осмотра необходимо
присутствие не менее двух понятых, если
осмотр будет производиться без присутствия
понятых, то он будет незаконным и никакой
суд принимать во внимание его не будет.
Ни при каких обстоятельств не подписывать
схему и протокол осмотра места ДТП, если
Вы частично или полностью не участвовали
в осмотре, или при производстве осмотра
не присутствовал Ваш представитель, в
то время когда Вы проходили медицинское
освидетельствование. Только после
того, когда Вы убедитесь в правильности
и полноте составленного протокола
осмотра и схемы к нему, можно проставить
свою подпись, при этом в протоколе
осмотра места ДТП Вы имеете право сделать
свои замечания, которые посчитаете
необходимыми, и которые относятся к
составлению протокола. С разрешения
следователя сфотографируйте составленную
схему, или в процессе составления схемы
самостоятельно на отдельном листе
заносите те числовые и схематические
данные, которые следователем заносятся
в схему к протоколу осмотра места ДТП.
В протоколе и схеме к нему необходимо
обращать внимание на указанные расстояния
длины следов юза, образовавшиеся в
результате заноса или торможения, при
этом самому или Вашему представителю
убедиться в их значениях, участвуя в
осмотре и визуально отслеживая числовые
значения на рулетке; схема должна быть
составлена так, чтобы она была читаема,
её возможно было затем составить в
масштабе. Для этого схема составляется
с базовой линией, на которую перпендикулярно
делаются все сноски – расстояния от
объектов осмотра до базовой линии.
В протоколе необходимо убедиться в
правильности записей относительно даты
и времени его составления, погодных
условий, видимость с рабочего места
водителя, если она ограничена, измерять
видимость только рулеткой; в ночное
время суток отразить наличие или
отсутствие лунного освещения. Обратить
внимание на царапины и выбоины в асфальте,
образовавшиеся в результате ДТП. Если
же одной из причин дорожно-транспортного
происшествия являются выбоины или ямки
в дорожном покрытии, то обязательно
указать их размеры и глубину. Обратите
внимание на радиус разлётов осколков
стекла, расположение отделившихся
частей транспорта на месте ДТП, которые
также должны быть отражёны в схеме и
протоколе. При ДТП с наружной части
днища автомобиля осыпается грунт
(наложения грязи), который также необходимо
обнаружить и зафиксировать, поскольку
он является одним из признаков установления
места столкновения.
По окончании осмотра места
дорожно-транспортного происшествия
следователь изымает с места происшествия
какие-либо объекты и автотранспорт.
Обратите внимание на упаковку изымаемых
объектов. При помещении этих объектов
в пакеты или картонные коробки они
перевязываются нитью и опечатываются
бумажной биркой с подписями понятых
или печатью «Для пакетов» органа,
сотрудники которого осуществляют
осмотр. Из автомобиля, изымаемого
следователем, личные вещи необходимо
забрать. Автомобиль изымается для того,
чтобы в дальнейшем провести ряд экспертиз,
поэтому даже если Вы будете возражать,
то во внимание Ваши возражения следователь
принимать не будет. Целесообразней
проследить, чтобы автомобиль в дальнейшем
хранился в надлежащих условиях.
Вкратце изложив необходимые знания для
водителя при осмотре места
дорожно-транспортного происшествия,
надеемся, что вам будет сопутствовать
удача и неприятности на дороги обойдут
вас стороной.
|